В предыдущей заметке мы уже рассказали о легитимности электронного договора. Сегодня поговорим о сделках с недвижимостью в онлайн-формате объёмнее.
Купля-продажа любой недвижимости сопровождается заключением договора, в нём прописаны все условия сделки. Договор может быть бумажным или электронным. Оба формата имеют равнозначную юридическую силу.
Электронные договоры всё чаще заключают при проведении онлайн-регистрации перехода прав собственности. Так как после подписания документов Росреестр обязуется зафиксировать смену собственника. Для этих целей обе стороны подают специальное заявление в ведомство и прикладывают к нему пакет необходимых документов.
Сэкономить время и оптимизировать процесс позволяет как раз электронный формат взаимодействия с Росреестром.
Перечень документов для электронной регистрации
Нет никаких отличий от стандартной регистрации через МФЦ. Такой вариант отправки документов не отражается на требованиях. Стандартный набор: ИНН, СНИЛС, сам договор купли-продажи.
Есть случаи, когда могут потребоваться дополнительные документы. В их числе нотариальная доверенность для представителя собственника или кредитный договор, в рамках покупки по ипотеке.
Лучше подготовить всё заранее, и поможет в этом отдельный сервис Росреестра — Жилищные ситуации. Заполняйте анкету на сайте, и получайте конкретный список документов для вас плюс стоимость регистрации и ее сроки.
Будет полезен шаблон стандартного договора купли-продажи от юристов СКБ Контур. Вы можете ввести запрос «Шаблон договора продажи недвижимости» во всех поисковых системах глобальной сети.
Будьте внимательны: стандартизированный шаблон не универсален. Большая часть сделок имеют свои особенности, покупатель и продавец прописывают уникальные условия.
Особенности подготовки документов для юрлиц
Если участниками сделки являются юридические лица, в таком случае электронный формат — единственно возможный. Это новое правило введено 1 марта 2025 года. Поговорим об исключениях:
- Одна из сторон сделки — физлицо.
- Юрлицо — крестьянское хозяйство, садоводческое и огородническое товарищество, гаражный, жилищный и жилищно-строительный кооператив, товарищество собственников жилья.
- Росреестр подтверждает технический сбой на своих ресурсах, и возможность подать документы онлайн ограничена.
Делаем вывод, что документация купли-продажи между юрлицами обязательно представляется в электронном виде.
Как оформить электронный договор купли-продажи
Электронные документы могут быть подписаны только квалифицированной электронной подписью (КЭП), другие названия подпись, ключ или ЭЦП.
КЭП — цифровой аналог личной подписи. Служит для подтверждения авторства документа. КЭП для физлиц можно выпуститьв сервисном центре СКБ Контур или воспользоваться Госключом.
Удобно, что в сервисе Электронная сделка от Контур.Недвижимости риелторы могут выпустить сертификат КЭП самостоятельно прямо во время сделки. Работа ведётся и с приложением Госключ.
Для оформления документов с сертификатом КЭП используют программу криптопровайдер. У Контура она представлена Контур.Крипто. Сервис электронной регистрации все упростит и это. Подписание пройдёт в интерфейсе этого сервиса.
Отправка документов на регистрацию
Воспользоваться электронной почтой нельзя, только защмщённые каналы. Такие как: бесплатный сервис на портале Росреестра. Из минусов — частые технические работы.
Через нотариуса можно подать документы за участников сделки. Электронная регистрация проводится бесплатно нотариусом.
Третий способ от профессионалов — специальные сервисы для регистрации в Росреестре, такие как продукт СКБ Контур. В этом случае, даже если Росреестр недоступен, в сервис продолжает сделку.
После успешного проведения сделки вы получаете электронную выписку. Сохранить её можно обычным скачиванием на свой компьютер.
Проверить подлинность и неизменность электронной выписки из ЕГРН можно на портале Росреестра, или Госуслуг, а также в других сервисах, например, в Контур.Крипто.